Фестиваль "10 лет электроакустической музыки на Урале", 2000

Юбилейный фестиваль "10 лет электроакустической музыки на Урале"

18 – 19 ноября 2000 г.

Концепция фестиваля и организация: директор Екатеринбургской Студии электроакустической музыки Т.В.Комарова

Поддержка: Городское Управление культуры Администрации г. Екатеринбурга, Уральская государственная консерватория им. М.П.Мусоргского, Муниципальный центр современной музыки и театра при Уральской консерватории.

Генеральный спонсор: клуб AUTOBAN

Спонсоры: Уральский центр музыкальной технологии - техническое обеспечение концертов, Студия звукозаписи "Урал" - техническое обеспечение лекций и концертов, Учебно-методический информационный центр ORT при УГК - техническое обеспечение лекций, пейджинговая компания "Экском" Информационные спонсоры: Агентство "Скайнет", Агентство TUTTI, "Студия-город", Агентство социальной инфморации

Программа фестиваля

18 ноября / суббота / День первый

  • 10.00 - 12.00 Лекции “Музыка и технология” / директор Термен-Центра А.Смирнов (УГК, Малый зал)
  • 13.00 - 15.00 Практикум / директор Термен-Центра А. Смирнов (УГК, Малый зал)
  • 19.00 Концерт электроакустической музыки / Большой концертный зал УГК

19 ноября / Воскресенье / День второй

  • 10.00 - 12.00 Лекции “Музыка и технология” / директор Термен-Центра А.Смирнов (УГК, Малый зал).
  • 13.00 - 15.00 Практикум / директор Термен-Центра А. Смирнов (УГК, Малый зал)
  • 19.00 Концерт электроакустической музыки / Большой концертный зал УГК

Темы лекций “Музыка и технология”

18 ноября / суббота / День первый

10.00 - 12.00 - Введение. 2 часа. (А. Смирнов)

Электроакустическая музыка: история, эстетика, концепции. Фрэнсис Бэкон, “Новая Атлантида”: дома звука, дома света, дома запаха. Эволюция концепций звукового искусства в ХХ веке. Русский футуризм и идея “звукового” искусства. Николай Кульбин: футуристическое “искусство шумов” (1909 г.). Идеи и работы Терентьева, Лурье, Друскина, Сабанеева (1911 - 1923 гг.). Итальянский футуризм и шумовые инструменты Луиджи Руссоло. Теория ультра-хроматической музыки, работы Сабанеева, Авраамова (с 1914 г). Краткий хронологический обзор ключевых событий и изобретений в области музыкальной технологии в США, России и Европе включая темы: Лев Термен. Россия 1919-1928гг. Изобретение “терменвокса”, “терпситона”, “ритмикона”. Последователи Л.С. Термена. Графический звук, история изобретения, техника, инструменты. Работы Евгения Шолпо, Арсения Авраамова и Бориса Янковского (1929 - 1948).

Евгений Мурзин и синтезатор “АНС”. История и сущность изобретения (1936 - 1957)

13.00 - 14.00 - Практикум. 2 часа. (А.Смирнов)

Алгоритмическая музыка и интерактивная музыка, фракталии, марковские цепи, стохастические процессы, гранулярный синтез, различные математические модели, приложения из области искусственного интеллекта. Специальные инструменты и системы: Radio Baton, Power Glove, терменвокс, оптические сенсоры, биомузыка и биологические обратные связи, примеры, концепции, перспективы. Примеры работы в программах MAX/MSP и Supercollider.

19 ноября / воскресенье / День второй

10.00 - 12.00 - 2 часа (А.Смирнов)

Компьютерная музыка и альтернативные техники синтеза звука. Краткий обзор технических средств и программ. Компьютерный синтез и обработка звука, работа со спектрами, конволюции, спектральные мутации, моделирование 3-х мерного звукового пространства. Стохастические процессы и гранулярный синтез. Математические модели и физическое моделирование. Сканированный синтез. Языки музыкального программирования C-Sound и Supercollider. Программы Sound Hack, AudioSculpt, MetaSynth, Reactor и т.п.

13.00 - 14.00 - Практикум 2 часа. (А. Смирнов)

Алгоритмическая музыка и интерактивная музыка. Работа с компьютерной системой KYMA (Symbolic Sound). Анализ и синтез голоса, речи, движения и жеста, построение интерактивных систем реального времени.

Программа концертов электроакустической музыки

18 ноября (суббота)

1 отделение.

  • Т.Комарова (Екатеринбург). Sensation
  • С.Полежаева (Екатеринбург). Восточный ковер. Импровизация на блок-флейте - автор.
  • Д. Субочев (Москва) - Заклинание (tape)
  • Д. Калинин (Москва) - Koku Reibo (колокольчик пустоты) для флейты сякухати, сюн, гуцин и электроники.
  • Исполняют Д. Калинин, Г. Мнацаканов, А.Смирнов.
  • Т. Бузина - Н.Журухин (Екатеринбург). “Три свинские ипостаси: 1. Свинья как существо общественное. 2. Свинья как существо мыслящее. 3. Свинья как существо торжествующее.” (Электроакустический видеоарт в трех хрюках)

2 отделение

  • Н.Сумина - Ли Тэ Хи (Екатеринбург). “Дискордатура” для саксофона и электроники. Исп. Т.Зайцева (саксофон), Н.Сумина (динамическая обработка звука в реальном времени).
  • Материя (видео): А. Колейчук (Москва) - идея; С. Крейчи - Музыка дерева и металла; А. Топунов - компьютерная графика; Е. Лукъянчикова - пластика.
  • А. Тихомирова (Екатеринбург). The round Circles in D
  • Т. Комарова (Екатеринбург). “Осенние отражения” для сопрано и электронных инструментов. Сопрано - Т.Сасовских.

 

19 ноября (воскресенье)

1 отделение

  • В.Волков (Екатеринбург). Без названия. “Wind&Wave” From Japanese Poetry for lyrics, Female Voice and Music. А. Кухарева - вокал, текст, М. Конторович - текст; Sax_O_Phony. Джэй - саксофон; String Power. Д. Клейн - виолончель

2 отделение

  • А. Володин (Москва). Цветок (tape)
  • А. Смирнов (Москва). Сонохронотоп 3.1 - интерактивная музыка для термен-сенсоров, программы MAX/MSP и флейты сякухати. Исп. А.Смирнов - интерактивная система, MAX/MSP, Д.Калинин - сякухати
  • Линии (Звуковой самоколлаж). Геометрия. - 2 сценических перформанса. В перформансах использован звуковой объект "овалоид" художника В. Колейчука. А. Колейчук - идея, видео; С. Аксенов - овалоид, звук - группа "Т.О..."