Экология городского звукового пространства

ФЕСТИВАЛЬ ОДНОГО ДНЯ

«ЭКОЛОГИЯ ГОРОДСКОГО ЗВУКОВОГО ПРОСТАНСТВА»



   Современный город наполнен гулом проезжающих машин и поездов, музыкой, голосами и сотней других звуков. Звуковая среда мегаполисов представляет собой проблему, которую можно отнести сегодня к разряду экологических проблем. Звуковое окружение человека в больших городах в течение ХХ века претерпело значительные изменения - звуковая среда стала намного более агрессивной по отношению к человеку, оказывая на него ежедневное разностороннее психологическое давление.

   Возросшая жесткость звуковой среды явилась результатом усиления урбанизации городской жизни, с одной стороны, и мощного вторжения в окружающее звуковое пространство агрессивных звуковых артефактов, с другой. Психологический дискомфорт могут создать не только транспортные шумы и звуки различных механизмов, но даже и более благозвучные по своей природе звуки, в том числе музыкальные. Раздражающими звуковыми источниками могут стать как транспортные и производственные шумы города смешивающиеся с назойливой аудио рекламой, так и ненормативная лексика являющаяся результатом общевозрастающей агрессии в мегаполисе.

   Звуковое пространство улиц и площадей города плотно заполнено «звуковыми отходами человеческой деятельности» и в нем почти нет места естественным природным звукам – шелесту листвы, пению птиц, журчанию воды.

   Звуковая среда города может стать для его жителей постоянным источником стресса, воздействуя не только на мышление и речь, но и на психологическое состояние человека а, в конечном итоге, на общее состояние здоровья.

   О степени влияния звукового окружения на человека может свидетельствовать следующее наблюдение. Исследователи обнаружили, что речь современного среднестатистического человека сегодня гораздо менее разнообразна по подбору слов и использованию синонимов, а также менее выразительна и богата с интонационной точки зрения.

   Проблему взаимоотношения человека и окружающей его звуковой среды с полным основанием можно отнести к разряду экологических проблем.

Композиторы и медиа-художники, участвующие в программе фестиваля, трактуют проблему экологии звукового пространства широко, рассматривая эту проблему с разных точек зрения и представляя широкий спектр явлений.

 

ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ ОДНОГО ДНЯ

«ЭКОЛОГИЯ ГОРОДСКОГО ЗВУКОВОГО ПРОСТРАНСТВА»

3 декабря / воскресенье 2017 года

Уральская государственная консерватория им. М.П.Мусоргского

Организатор: Екатеринбургская студия электроакустической музыки

СОБЫТИЯ ФЕСТИВАЛЯ:

17:00 – 22.00

ВЫСТАВКА САУНД-АРТ ИНСТАЛЛЯЦИЙ

Группа медиа-художников Екатеринбурга и Москвы (Денис Перевалов, Анастасия Крохалева, Дарья Костина, Тимур Бабанин, Kuflex):

«Мир реализуется в глазах живущего» (101-а, 1 эт.)

«Ткачество звука / Weaving of Sound» (101-б, фойе Зала заседаний Ученого Совета, 1 эт.)

«Связь восстановлена» (фойе БКЗ)

Группа студентов специализации «Компьютерная музыка и аранжировка» (Д.Хасбатов, А.Бубнова, А.Дьячкова): мультимедийная инсталляция «Эволюция» (фойе БКЗ)

Фотохудожник Т.Щепотина (г. Санкт-Петербург): фотовыставка «Рефлексия №1» (фойе БКЗ)

Н.Востокова (г. Реутов): мультимедиа-проект «Страшный юбилей: 50 лет глобальным технолгенным катастрофам».

 

19:00

КОНЦЕРТ-ДИСЛОКАЦИЯ Большой Концертный Зал



Программа концерта

1 отделение

Джон Эпплтон (США). «San Fracisco Airport Rock»

Эдисон ДЕНИСОВ. «Пение птиц» (исп. Роман Цыпышев — фортепиано, Сергей Ходыкин — виолончель)

Пол Ботелло (США). Cocotte

Татьяна Комарова. «Медленная вода»

Артём Семёнов. Pollution gets me high (оркестр лаптопов кафедры музыкальной звукорежиссуры в составе – Артем Семенов, Андрей Боковиков, Вадим Петров, Сергей Гилев, Никита Никитин, Елена Герасимова)

Ян Ситин (Китай) — Татьяна Комарова. «Современный пейзаж»

 

2 отделение

Марат Хаматов. «Что слышал Мусоргский 10 октября 2005 года ???..»

Дэниель Блинкхорн (Австралия). FrostbYte - chalk outline

Татьяна Комарова. RichtPunkt, мультимедийный проект. Исполнители: Алексей Захаров - саксофон, Татьяна Комарова - электронные устройства

Роман Цыпышев. Метафизическая пьеса «…да хороший инструмент». Исполнители: Роман

Цыпышев – вокал, флейта, губная гармошка, фортепиано; Сергей Ходыкин – виолончель; инструментальный ансамбль в составе: Татьяна Кургаева, Елена Волкова, Евгения Фетисова, Елена Зуева, Юлия Сайфульмулюкова, Павел Чигарских.

Павел Чигарских «Порыв…»

Сергей Ходыкин. «Дедушкина радиомолитва» для фонограммы, ударных, виолончели и фортепиано. Сочинение посвящено Валерию Ходыкину. Исполнители: Роман

Цыпышев – фортепиано, ударные инструментв; Сергей Ходыкин – виолончель.

Dead Crow Visions (г. Москва)

Ведущий концерта – Сергей Ходыкин

Звукорежиссеры концерта – Тимофей Пархоменко, Марат Хаматов

Техническое оборудование и концертный звук — ООО «Компания Т.О.»

 

 

Проект «Экология городского звукового пространства»

(обозрение)



    3 декабря 2017 года в Уральской консерватории публике Екатеринбурга был представлен проект, приуроченный к году экологии – «Экология городского звукового пространства». Автор проекта – екатеринбургский композитор, доцент кафедры музыкальной звукорежиссуры Т.Комарова.

    15-ый фестиваль Екатеринбургской студии электроакустической музыки первоначально был задуман как исследование и художественное осмысление проблемы экологии окружающей звуковой среды мегаполиса. Музыкантов, которые работают в электроакустической музыке с разнообразными звуками, в том числе шумами, и их трансформациями, безусловно, интересовал опыт анализа и художественного осмысления урбанистических звуков. При этом звуковой образ города мог быть воссоздан только лишь средствами электронных инструментов (Dead Crow Visions, Москва), либо бесстрастно зафиксирован, «снят» при помощи звукозаписи как звуковой пейзаж, с последующим внесением каких-то деталей, демонстрирующих авторское отношение (Хорхе Кампос «Урбис», Ян Ситин – Т.Комарова «Modern Landscape»), либо городской звуковой ландшафт мог быть записан и затем подвергнут существенным трансформациям, которые до неузнаваемости изменяют привычные транспортные шумы, придавая звуковой картине импрессионистскую размытость и поэтичность (Р.Лайнхардт «Звуки Манхэттэна», А.Семёнов «Pollution gets me high»). Любопытно то, что в последнем случае звуковой «мусор», который мы слышим каждый день, непостижимым образом превращается в необыкновенно прекрасную звуковую картину. Поэтичный взгляд на окружающий нас звуковой мир, в котором гармонично сочетаются звуки природы и урбанистические пейзажи присутствовал и в таких произведениях, как «Cocotte» П.Ботелло и «FrostbYte - chalk outline» Д.Блинхорна. 

    В процессе реализации проект вышел за рамки узкой задачи исследования только лишь городской звуковой среды. Так в программе фестиваля появились композиции, как бы исследующие сочетание «живых» (природных) и «неживых» (электронных) звуков в электронной музыке (Э.Денисов «Пение птиц») или изменяемость звуковой ткани в результате различных электронных трансформаций, как воплощение незащищенности различных явлений нашей действительности от воздействия некоей агрессивной среды (Т.Комарова «RichtPunkt», «Langsam Wasser»). Свою интерпретацию темы представили, также, молодые екатеринбургские композиторы – Р.Цыпышев (Метафизическая пьеса «…да хороший инструмент»), С.Ходыкин («Дедушкина радиомолитва»), П.Чигарских («Порыв…»), М.Хаматов («Что слышал Мусоргский 10 октября 2005 года?.»).

    В инсталляциях медиа-художников тема городского пространства осмыслялась с точки зрения уровня «чистоты» или «загрязнения» архитектурного пространства (Рефлексия #1 Т.Щепотиной, Санкт-Петербург), временных изменений городского архитектурного облика, влияющих на природные ландшафты местности («Эволюция», Д.Хасбатов, А.Дьячкова, А.Бубнова, М.Гафаров – Екатеринбург). Проекты, которые воплощали идеи, казалось бы, далекие от темы фестиваля, были, тем не менее, по-своему «экологичны» в широком смысле слова. К ним относится группа проектов, основанных на переводе изображения в звук («Ткачество звука», Д. Костина, Т. Бабанин, Д. Перевалов – Екатеринбург), суть которых заключается в сонификации ткани, а также интерактивная инсталляция «Мир реализуется в глазах живущего», представляющая собой психоакустический эксперимент (А.Крохалева, Д.Перевалов – Екатеринбург, Kuflex – Москва). Среди инсталляций были представлены, также, чисто экологические проекты (Н.Востокова «Страшный юбилей. 50 лет глобальным техногенным катастрофам» - г. Реутов, Подмосковье).

    В программу концерта фестиваля кроме произведений екатеринбургских, московских и санкт-петербургских авторов вошли сочинения композиторов зарубежных стран – Дж.Эпплтона (США), П.Ботелло (США), Р.Лайнхардта (США), Д.Блинкхорна (Австралия), Х.Кампоса (Эквадор - Франция), Ян Ситин (Китай), каждый из которых представил свое видение заданной темы.

    В заключение надо отметить вклад в проведение мероприятия кафедры музыкальной звукорежиссуры (техническое обеспечение инсталляций и концерта, сценический свет, аудио и видеозапись – Л.Морозов, В.Келлер, Ж.Скачкова, А.Украинец), а также техническую поддержку постоянного спонсора мероприятий студии ЭАМ – ООО «Компания Т.О.»

Михайлова М., музыковед